14 Марта 2021
Сейчас самое время поговорить о том, что такое Рынок и что такое Бизнес.
О рынке написано довольно много всякого и в тоже время ничего конкретного, цельного и системного – можно сказать, что о нем написано в популярном нынче стиле «highly likely» (весьма вероятно), являющемся образцом современного западного лицемерного «новояза». Пример из Википедии: «Рынок – категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно (то есть не всегда – авт.) происходит на добровольной (добровольно-вынужденной – авт.) основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги. При свободном доступе на рынок (а какой еще он может быть – авт.), как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Рынки могут принимать разные формы (а я всегда считал, что форма рынка может быть только одна – авт.). Рынок с одним основным продавцом и несколькими покупателями (простите, но это уже не рынок – авт.) называется монополией. Рынок одного крупнейшего покупателя и нескольких продавцов (туда же – авт.) – монопсонией. Это крайности (которые давно уже превратились в правило – авт.) несовершенной конкуренции». Здесь прямо надо сказать, что несовершенной конкуренции быть не может, как и «семги второй свежести». Несовершенная конкуренция – это отсутствие конкуренции.
Так что же такое Рынок? Первое, с чего мы начнем – это разделим две существующие сегодня похожие по смыслу дефиниции – рынок и бизнес. Как это не покажется странным, но они олицетворяют собой две совершенно разные экономические системы. Удивительно, но факт, что никто не говорит – «рынок прежде всего» или «ничего личного – только рынок». Эти словосочетания явно режут слух. Зато легко ложатся на язык выражения – «бизнес прежде всего» и «ничего личного – только бизнес». В чем тут дело?
Рынок – это самоорганизующаяся экономическая структура, развивающаяся уже на протяжении как минимум четырех тысяч лет. Что заставляет эту структуру развиваться? Ненасильственное, бесконфликтное стремление к выживанию. Есть только один способ решать в таком ключе на протяжении столь длительного периода эту проблему – добровольный обмен товарами и услугами, которые производит человек. Что делает возможным добровольный обмен? Взаимная выгода, равноправие и индивидуальность человека. Роль взаимной выгоды и равноправия в этом процессе понятна. А вот причем здесь индивидуальность человека? Это очень важный момент! Индивидуальность человека инициирует процесс разделения труда (функций), результатом которого является повышение эффективности этого труда.
Наиболее доходчиво о роли индивидуальности в процессе разделения труда сказал не экономист, а русский поэт-баснописец Иван Андреевич Крылов в своей басне «Щука и Кот»:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней; Он лучше дело все погубит И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета.
А далее яркий сюжет с участием зубастой Щуки и Кота, иллюстрирующий эту мысль, с которым я советую познакомиться в первоисточнике.
Каков механизм процесса разделения труда и какова роль в нем индивидуальности? В процессе разделения труда возникают более простые функции и соответственно между людьми, выполняющими их, образуются функциональные связи. Главное достоинство этих связей в том, что они взаимовыгодны и равноправны. Это деление резко расширяет возможности выполнения возникших более простых функций, так как в разы возрастает время на их выполнение – вместо одного человека разделившуюся функцию выполняют два или более людей. Таким образом, в процессе разделения труда вместо одного человека, создающего некоторый продукт (товар или услугу), образуется команда функционально связанных друг с другом людей, эффективность которой становится выше, чем у одного человека, особенно тогда, когда индивидуальность каждого члена этой команды будет соответствовать той функции, которую он выполняет. Такая команда представляет собой органическую структуру, так как именно по такому принципу устроены все организмы.
Ни для кого не секрет, что каждый человек уникален по своим качествам, и среди того большого числа разнообразных функций, выполнение которых необходимо для обеспечения жизнедеятельности общества, наверняка есть те, которые подходят ему больше, чем все остальные. Но в силу разных причин – социального положения, пола, характера, внешности, здоровья, ума, знаний, окружения, в котором человек вырос, места и времени, в котором он живет, и еще от многого другого, а часто просто от удачи или неудачи, каждый человек выполняет ту функцию, которая уготована ему «судьбой». Как правило, эта функция не соответствует той индивидуальности, которую он получил по рождению, индивидуальности, которая называется призвание.
Чаще всего человек не осознает этого несоответствия – для большинства людей дело, которым им волею обстоятельств приходится заниматься, всего лишь средство существования, обеспечивающее удовлетворение необходимых физиологических потребностей: в еде, в одежде, в жилище, в отношениях с другим полом, в продолжение рода, в отдыхе и так далее. Но есть категория людей, для которых это несоответствие становится источником личных проблем. Оно порождает в них безотчетное чувство внутренней неустроенности и собственной неприкаянности, которое исподволь накладывает неизгладимый отпечаток на всю их судьбу. В результате одни, самые слабые, опускаются на дно общества; другие отдаются во власть более сильной воле; третьи стараются утвердить себя с помощью силы и обмана; четвертые претерпеваются к этому состоянию, находя отдушину в развлечениях, в хобби, в семье, в друзьях, в религии, в вине, наконец; каждый – в меру своих способностей и недостатков.
В рамках иерархической структуры эта проблема неразрешима. Место человека в ней мало зависит от его индивидуальных особенностей, в большей степени – от его происхождения и умения сделать карьеру, при этом движение возможно только по вертикали – либо вверх, либо вниз по иерархической лестнице. Вопрос о самореализации человека здесь в принципе не стоит, так как для этого нет никаких предпосылок. Иерархическая структура способствует проявлению и развитию совсем других человеческих качеств – не врожденных и не индивидуальных: алчности, лицемерия, безжалостности, доходящей до жестокости, беспринципности, угодливости, безответственности, тщеславия. В условиях иерархической структуры существует только две полноценные функции – начальника и подчиненного. Эти функции, как правило, связаны отношениями «сами знаете – какими».
Рынок – это единственное место, где эту проблему можно решить. Процесс разделения труда и возникающие при этом новые функции и функциональные связи между людьми такую возможность предоставляют. Тем более, что в процессе разделения труда появляется, в том числе и конкурентный рынок труда (человеческих ресурсов), который прямиком направлен на решение этой проблемы.
Человек – животное общественное. Являясь частицей целого, человек буквально связан по рукам и ногам большим количеством зависимостей, обязательств и ограничений, неизбежно возникающих при жизни в обществе себе подобных. При таких условиях человек может чувствовать себя свободным настолько, насколько все эти связи не только не мешают, но наоборот помогают ему жить и быть собой. Это возможно только тогда, когда человек имеет свободу выбора: свободу выбора деятельности, партнеров, связей, свободу передвижения, свободу информации, свободу продавать и покупать товары и услуги, необходимые для жизни, творчества и производства при одном условии, если при этом не нарушаются такие же права других людей (этому и должен служить закон).
Очевидно, что свобода выбора предполагает избыточность выбираемых объектов, их многообразие и альтернативность и, как следствие, конкуренцию. Соответственно экономическую основу этой, назовем ее так, территории свободы образуют связанные и конкурирующие друг с другом органические структуры, совокупность которых давно известна под названием рынок.
Деятельность тех немногих представителей людского рода, которые несмотря ни на что смогли найти свое дело свое призвание, доказывает, насколько может быть эффективен человек при этом. Все, чего человеческая цивилизация добилась в процессе своей эволюции, достигнуто благодаря именно им.
А что такое Бизнес? Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли. При этом ни в одном из определений бизнеса не уточняются способы ее получения. И это не случайно, в этом просто нет нужды. Главное – это цель, для достижения которой любые способы хороши, а они с появлением акционерных обществ стали весьма разнообразны, в то время как в условиях рынка способ получения прибыли только один – добровольный и взаимовыгодный обмен произведенными продуктами посредством универсального эквивалента – денег.
Надо четко себе представлять, что к возникновению основы бизнеса – акционерной собственности привел не процесс разделения функций – единственный механизм эволюции рынка, а стремление людей, как можно быстрее обогатиться, «не ударив при этом палец о палец». При этом до большинства людей не доходит очень простая мысль – быстро разбогатеть можно только за счет других людей и только используя обман и насилие. Отсюда очень простой вывод. Рынок создает богатства, а бизнес их перераспределяет и перераспределяет их явно несправедливо.
Что лежит в основе получения прибыли в бизнесе?
Используемые в бизнесе способы внешне не выглядят насильственными. Но не стоит на этот счет обольщаться. Бизнес в своей деятельности использует главное правило иллюзионистов – фокус это всегда не то, что кажется. Структурообразующим элементом в механизме получения прибыли в бизнесе является акция. С ее помощью удается «убить сразу двух зайцев», во-первых, создать в рамках рынка иерархическую структуру под названием акционерная компания, а во-вторых, благодаря фондовому бизнесу, вырастить финансовую олигархию, способную купить любую власть, как экономическую, так и политическую.
Для образования иерархических структур, акция обладает двумя скрытыми свойствами, которые позволяют делать это ненасильственным путем (добровольно) в отличие от подобных структур, возникавших в другое время и при других обстоятельствах. Это уже упоминавшаяся в статье «Система Джона Ло» «асимметрия информации», о которой в запале игры не задумываются, и которая свидетельствует о субъективности обратной связи, другими словами, об ее отсутствии, – характерной черте иерархических структур, связанной с неравноправными отношениями между разными уровнями иерархии, а также эмиссия акций, ограниченная только желаниями учредителей акционерных компаний. А, как известно, желания, как и аппетит, приходят во время еды, особенно, если для этого есть возможность. Человек в отсутствии ограничений утрачивает чувство меры.
Учитывая эти недостатки, акционерная компания (корпорация) в конкурентной среде не смогла бы существовать без органических структур внутри себя, так как только в этих структурах происходит процесс разделения функций, дающий возможность развиваться и эффективно работать. Поэтому она представляет собой симбиоз иерархической и органических структур, где иерархическая структура выполняет функцию управляющей надстройки, а органические структуры – исполнителей ее решений. В результате между этими органическими структурами и рынком возникает властный посредник, который неизбежно в той или иной мере ограничивает свободу действий органических структур, и вместе с этим, лишая их непосредственного контакта с рынком, ликвидирует ряд факторов, стимулирующих их работу, даже если это «курица, несущая золотые яйца». Проблема в том, что так называемый «добровольный характер» образования иерархической структуры в акционерной компании не избавляет ее от присущих этой структуре пороков, главными среди которых является субъективность решений и отсутствие механизма личной ответственности за них.
Проблема эта в рамках данной системы в какой-то мере решилась сама собой в первую очередь в США, благодаря невероятной активности и предприимчивости малого бизнеса, подпитываемого традиционно мощным притоком иммигрантов со всего света. Что лишний раз подтверждает природную живучесть и силу рынка, проявлением которого он является – «ты его гонишь в дверь, а он лезет в окно». Оставалось только упорядочить, упростить и облегчить процесс его организации и развития для того, чтобы использовать его в интересах корпоративного капитализма.
Не случайно система поддержки малого бизнеса в США – одна из лучших в мире. Финансовый истеблишмент прекрасно понимает, что без этого рыночного питомника, где властвует частная, а не акционерная собственность, ни корпорации, ни фондовый бизнес не выживут. Ведь это же их донор, который сам растет, если ему не мешать. В этом заповеднике действует не система Джона Ло, а «невидимая рука» Адама Смита, насколько это возможно в корпоративном окружении.
Когда говорят о разнице между крупным бизнесом и малым предпринимательством, то, прежде всего, перечисляют внешние, поверхностные качества этих экономических образований, но ничего не говорят об их коренном структурном отличии, которое позволяет увидеть реальное содержание их особенностей, диктующих характер взаимоотношений между ними. Это два антипода, как были антиподами до появления капитализма государство и рынок, которые сосуществовали до XVIII века на протяжении четырех тысячи лет.
Что же такого случилось в XVIII и XIX веках, что кардинальным образом изменило этот процесс? С появлением акционерной собственности произошла своего рода реинкарнация земельной и властной иерархии в финансовую и корпоративную иерархию. В результате, если до этого иерархическая структура была внешней по отношению к рыночному организму силой, и тем самым давала ему хоть какую-то возможность развиваться по его объективным законам, то теперь она поселилась, как паразит, внутри него, нарушив этот процесс. А чтобы этого не было заметно, она с помощью «новояза» превратила рынок в свою ширму.
Одно из главных различий между бизнесом и рынком заключается в том, что весь современный бизнес в той или иной степени построен на дезинформации, которая даже получила на новоязе свой термин «paltering» (плутовство), а рынок не может существовать без достоверной и объективной информации. Налицо два вектора трансформации человеческого сознания. Рынок учит и заставляет людей быть честными, а бизнес учит и заставляет людей лгать.
Догадайтесь с одного раза, какой из векторов ведущий и куда он ведет.